Четверг, 18.04.2024, 17:09
Приветствую Вас Гость | RSS

ОГСКОУ СКОШ №1 г.Иркутска

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 678
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2013 » Октябрь » 1 » Сегодня, 1 октября прошел психологический семинар "Профилактика суицидального поведения у подростков"
15:12
Сегодня, 1 октября прошел психологический семинар "Профилактика суицидального поведения у подростков"

Сегодня, 1 октября прошел психологический семинар  «Профилактика суицидального поведения у подростков». Психологом для родителей и педагогов школы разработаны памятки-рекомендации по профилактике суицидального поведения у подростков.

В план воспитательной работы школы решено внести мероприятия,  посвященные жизненным ценностям, например:

"        Неразлучные друзья взрослые и дети.

"        Что такое дружный класс.    

"        О доброте.

"        В здоровом теле здоровый дух.

"        Семья и семейные ценности.

"        Чтобы радость людям дарить, надо добрым  и вежливым быть.

"        Будем жить дружно и весело.

"        О невеждах и вежливости.

"        История моей дружбы.

"        Что такое «хорошо» и что такое «плохо» и другие.


                                                      хххххххххххххххххххххххххххххххххх


                                                           Консультация психолога для педагогов

Профилактика суицидального поведения обучающихся 

Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида в России - один из самых высоких в мире. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка? 

Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями: 

  • эмоционально чувствительные, ранимые; 
  • настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам; 
  • негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны); 
  • склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам; 
  • склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения; 
  • пессимистичные; 
  • замкнутые, имеющие ограниченный круг общения. 

Классификация суицидальных проявлений 

Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции. 

Степени выраженности суицидального поведения: 

  • Первая степень - пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: "Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснуться", "Если бы со мной это произошло, я бы умер" и т. д. 
  • Вторая степень - суицидальные замыслы. Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия. 
  • Третья степень - суицидальные намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку. 

Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид). 

Демонстративные и истинные попытки суицида 

Специалисты разделяют суицидальные попытки: 

  • на истинные; 
  • демонстративные; 
  • шантажные. 

Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных. Задача демонстративных, шантажных попыток - добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание, либо выразить протест против трудной ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку "за компанию", его решение не обдумано, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть "как все". 

Следует помнить, что любые суицидальные попытки чрезвычайно опасны! Они могут действительно завершиться смертью; могут стать способом решения различных проблем (по сути, это манипулирование другими людьми) или же экстремальным "развлечением". Наконец, игры со смертью могут перерасти в стойкое саморазрушающее поведение, а это - употребление наркотиков, алкоголя, постоянное стремление рисковать. 

Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса, выраженной депрессии. 

Мотивы и поводы суицидального поведения 

Основными мотивами и поводами для суицидального поведения (приведены в порядке уменьшения значимости) могут быть: 
1. Личностно-семейные конфликты: 

  • несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих; 
  • потеря близкого друга, болезнь, смерть родных; 
  • препятствия к удовлетворению актуальной потребности; 
  • несчастная любовь; 
  • недостаток внимания, заботы со стороны окружающих. 

2. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями. 

3. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза. 

4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента: 

  • боязнь наказания или позора; 
  • самоосуждение за неблаговидный поступок. 

5. Конфликты в профессиональной или учебной сфере: 

  • несостоятельность, неудачи в учебе или работе; 
  • несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей. 
  • Эти мотивы редко служат причиной суицида. 

6. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида. 

Целями суицида могут быть: 

1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: "Вам будет хуже после моей смерти". Конфликт носит острый характер.  
2. Призыв. Суицидальное поведение по типу "призыва" возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации. 
3. Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу "избегания" проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать. 
4. Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины. 
5. Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных. 

Профилактика суицидального поведения детей и подростков 

При разработке мер профилактики суицидов у детей и подростков нужно иметь в виду: 

1. Граница между истинным и демонстративно-шантажным суицидальным поведением в детском и подростковом возрасте условна. Целесообразно все суицидальные мысли, тенденции, попытки ребенка рассматривать как реальную угрозу его жизни и здоровью. 
2. Чем меньше возраст больного, тем острее протекают депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью. 
3. Депрессия сама по себе не содержит суицидальных тенденций. Они появляются под действием конфликтных ситуаций, если не приняты адекватные меры профилактики, диагностики и лечения. 
4. Психологические переживания часто переоценивается подростками и недооценивается взрослыми. 
5. В структуре депрессивного состояния есть симптомы, наличие которых должно насторожить психолога. 
6. При депрессивных состояниях у детей и подростков всегда высок риск повторений, что требует индивидуальной профилактической работы. 
7. Как правило, суицидальные угрозы и намерения реализуются депрессивными детьми и подростками в истинные покушения на самоубийства. 

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется: 

  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу; 
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима; 
  • не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания; 
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным; 
  • постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти; 
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы; 
  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей. 

Как понять, что ребенок решился на самоубийство. Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

1. Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом: 

  • прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить"; 
  • косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться"; 
  • много шутит на тему самоубийства; 
  • проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. 

2. Поведенческие признаки. Подросток может: 

  • раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами; 
  • демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как: 
    • в еде - есть слишком мало или слишком много; 
    • во сне - спать слишком мало или слишком много; 
    • во внешнем виде - стать неряшливым; 
    • в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; 
    • замкнуться от семьи и друзей; 
    • быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния; проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность. 

3. Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он: 

  • социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным; 
  • живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема); 
  • ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального; 
  • предпринимал раньше попытки суицида; 
  • имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи; 
  • перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей); 
  • слишком критически настроен по отношению к себе. 

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию: 

1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь. 
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги. 
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии. 
5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.


Просмотров: 1318 | Добавил: развитие | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz