Понедельник, 29.04.2024, 00:28
Приветствую Вас Гость | RSS

ОГСКОУ СКОШ №1 г.Иркутска

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 678
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Документы. Странички педагогов. Всё о жизни школы

Главная » Файлы » Документы МО Иркутской области

Информационная безопасность школьников в интернет-пространстве.Гетманская И.А.. Зам министра образования Иркутской области.
05.05.2013, 09:30

Информационная безопасность школьников в интернет-пространстве

Гетманская И.А.. Зам министра образования Иркутской области

В последнее время все чаще поднимается вопрос об информационной безопасности детей. Источников информации много, но основным и самым популярным среди несовершеннолетних является Интернет. В силу разных причин, как правило, подросток остается один на один с колоссальным потоком  разнообразной информации. В младшем и среднем школьном возрасте установить контроль теоретически возможно, в том числе через блокировку ряда сайтов провайдерами, но  чем старше ребенок, тем шире становится  его информационное «меню». Подросток всегда найдет возможность посетить сайты, запрещенные либо не рекомендованные родителями и педагогами. Мы считаем, что нельзя устраняться от этой проблемы и, более того, необходимо искать возможности защиты детей от информационного мусора.

Чтобы понять, с чего начинать, необходимо четко понимать, что такое информационная безопасность. В.Даль указывал, что безопасность есть отсутствие опасности, сохранность, надежность. По С.Ожегову безопасность – это состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности.  Примерно в таком смысле трактуется это слово в энциклопедических словарях нашего времени. При этом необходимо уделить особое внимание снижению, ослаблению, устранению и предупреждению опасностей и угроз. Безопасность осуществляется на нескольких уровнях – личностном, общественном и государственном.

Так как школа является государственной структурой, имеющей профессиональный, организационный ресурс, а также широкий потенциал социального и воспитательного воздействия на обучающихся, она не может оставаться в стороне от решения задач по формированию навыков информационной безопасности, в том числе в части профилактики распространения и употребления психоактивных веществ.

Потенциальными источниками угроз информационно-психологической безопасности являются:

¾    физические лица, обладающие от природы способностями неосознаваемого воздействия на других лиц, и объединения этих лиц;

¾    религиозные и иные группы и организации деструктивного толка;

¾    источники информирования;

¾    программы для ЭВМ;

¾    генераторы физических полей и излучений;

Основными угрозами информационно-психологической безопасности являются следующие:

¾    причинение вреда психическому здоровью человека;

¾    блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственное привитие ему синдрома зависимости и совершение им в силу этого противоправных действий;

¾    разработка, создание  и  применение специальных технических  и программных средств для неосознаваемого деструктивного воздействия на психику человека;

¾    манипуляция общественным сознанием с использованием специальных средств воздействия;

¾    разрушение единого информационного и духовного пространства России, традиционных устоев общества и общественной нравственности.

В уяснении сущности и содержания понятия «информационная безопасность» важную роль играет понятие «защищенность».

Задача обеспечения безопасности состоит не только в том, чтобы защищать интересы объекта, но и в том, чтобы снижать, ослаблять, устранять, и предупреждать опасности и угрозы. Это означает, что информационная безопасность может достигаться как путем проведения мероприятий, направленных на защиту интересов, прав и свобод субъекта от угроз, так и путем нейтрализации самих угроз.

Информационная безопасность личности связана, прежде всего, с защищенностью сознания, психики личности от манипулирования сознанием, дезинформирования, побуждения к негативным поступкам, правонарушениям. Информационная безопасность зависит как от личностных качеств человека, так и от социальных, правовых и других условий в обществе.

От негативных воздействий информации необходимо учиться защищаться. И речь здесь не идет об юридических или технических  аспектах защиты от негативных воздействий, речь идет об образовательных  аспектах информационной безопасности.

Мы предполагаем, что в процессе целенаправленной педагогической деятельности  будет формироваться информационный иммунитет личности учащегося, понимаемый нами  как невосприимчивость личности к негативным последствия информационно-психологического воздействия. 

Перед  педагогами никогда не ставилась задача научить ребенка видеть  информационные угрозы, идентифицировать их как угрозы и уметь  компенсировать их негативное влияние. 

Для нас было важно научить школьников  определять и идентифицировать информационные угрозы, особенно ценностного плана. Это направление близко с проблемами медиаобразования.

Проблема

информатизация открытого общества

Решение проблемы на уровне государства

Медиаобразование как направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации.

Доктрина «Информационная безопасность»

 

феномен

образование

безопасность

эффект

Развитие личности

Защита личности

Основная проблема

Как работать  с информацией

Как защищать информацию и как защищаться от негативного влияния информации

цель

 Подготовить к взаимодействию человека с медиа

Подготовить человека к противодействию угрозам в информационном обществе, т.е научить ребенка жить в многополярном  информационном обществе

Результат

Информационная грамотность - поиск, интерпретация, оценка различных источников и видов информации, работа с видами учебных, деловых и научно-популярных текстов

 

Под информационно-психологической безопасностью понимается состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий в связи с использованием специальных средств и методов воздействия на психику, и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере

 

Компьютерная грамотность - ориентация в компьютерной технике; использование программ

 

Информационный иммунитет  это  невосприимчивость личности к  негативным информационным воздействиям, проявляется в умение личности выявить, идентифицировать угрозы, содержащиеся в информации,  и  защититься от угроз.

Медиа культура -  совокупность материальных и духовных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме.

Информационная культура - совокупность материальных и духовных ценностей в области информации,


 

Деятельность образовательных учреждений в вопросах  работы с информацией лежит в сфере медиаобразования. Педагоги Иркутской области первыми в Российской Федерации занялись вопросами развития информационного иммунитета у школьников. Мы считаем, что учащимся важно знать как и каким образом с помощью информации можно манипулировать сознанием и как от этого можно уберечься. Это проблема не российского уровня, а международного. Что далеко ходить за примерами: так в 2009г (?) весь мир был охвачен паникой по поводу надвигающейся пандемии свиного гриппа. В это была втянута вольно или невольно и Всемирная организация здравоохранения. А информационная война 2008г. по поводу  военных действий  в Осетии и Абхазии…  А  информация о полезных травках для кальяна, которые на самом деле были не так безобидны и представляли собой  по воздействию на человека психоактивные вещества.

Проблема защиты от негативного влияния информации актуализировалась с каждым днем. Учитывая все это, в одной из школ Иркутской области – гимназии №1 г. Саянска был проведен уникальный эксперимент.

Опыт, который сейчас был представлен вашему вниманию, является уникальным. Разработки педагогов гимназии применяют в знаменитой школе № 825 г Москвы, в школах Тульской области.

Предлагаем:

1.      обобщить опыт  гимназии № 1 г Саянска по формирования информационного иммунитета на региональном уровне - опубликовать материал и провести по данной проблеме обучающий  семинар для руководителей школ;

2.      внедрить в практику работы образовательных учреждений Иркутской области спецкурсы по формированию  информационного иммунитета.

 

Категория: Документы МО Иркутской области | Добавил: развитие
Просмотров: 1945 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz