Информационная безопасность школьников в интернет-пространстве Гетманская И.А.. Зам министра образования Иркутской области
В
последнее время все чаще поднимается вопрос об информационной безопасности
детей. Источников информации много, но основным и самым популярным среди несовершеннолетних
является Интернет. В силу разных причин, как правило, подросток остается один
на один с колоссальным потоком
разнообразной информации. В младшем и среднем школьном возрасте
установить контроль теоретически возможно, в том числе через блокировку ряда
сайтов провайдерами, но чем старше
ребенок, тем шире становится его
информационное «меню». Подросток всегда найдет возможность посетить сайты, запрещенные
либо не рекомендованные родителями и педагогами. Мы считаем, что нельзя
устраняться от этой проблемы и, более того, необходимо искать возможности
защиты детей от информационного мусора.
Чтобы
понять, с чего начинать, необходимо четко понимать, что такое информационная
безопасность. В.Даль указывал, что
безопасность есть отсутствие опасности, сохранность, надежность. По С.Ожегову
безопасность – это состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от
опасности. Примерно в таком смысле
трактуется это слово в энциклопедических словарях нашего времени. При этом
необходимо уделить особое внимание снижению, ослаблению, устранению и
предупреждению опасностей и угроз. Безопасность осуществляется на нескольких
уровнях – личностном, общественном и государственном.
Так
как школа является государственной структурой, имеющей профессиональный,
организационный ресурс, а также широкий потенциал социального и воспитательного
воздействия на обучающихся, она не может оставаться в стороне от решения задач
по формированию навыков информационной безопасности, в том числе в части
профилактики распространения и употребления психоактивных веществ.
Потенциальными
источниками угроз информационно-психологической безопасности являются:
¾
физические
лица, обладающие от природы способностями неосознаваемого воздействия на других
лиц, и объединения этих лиц;
¾
религиозные
и иные группы и организации деструктивного толка;
¾
источники
информирования;
¾
программы
для ЭВМ;
¾
генераторы
физических полей и излучений;
Основными
угрозами информационно-психологической безопасности являются следующие:
¾ причинение вреда
психическому здоровью человека;
¾ блокирование на
неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственное привитие
ему синдрома зависимости и совершение им в силу этого противоправных действий;
¾ разработка,
создание и применение специальных технических и программных средств для неосознаваемого
деструктивного воздействия на психику человека;
¾ манипуляция общественным
сознанием с использованием специальных средств воздействия;
¾ разрушение единого
информационного и духовного пространства России, традиционных устоев общества и
общественной нравственности.
В
уяснении сущности и содержания понятия «информационная безопасность» важную
роль играет понятие «защищенность».
Задача
обеспечения безопасности состоит не только в том, чтобы защищать интересы
объекта, но и в том, чтобы снижать, ослаблять, устранять, и предупреждать опасности
и угрозы. Это означает, что информационная безопасность может достигаться как путем
проведения мероприятий, направленных на защиту интересов, прав и свобод
субъекта от угроз, так и путем нейтрализации самих угроз.
Информационная
безопасность личности связана, прежде всего, с защищенностью сознания, психики
личности от манипулирования сознанием, дезинформирования, побуждения к
негативным поступкам, правонарушениям. Информационная безопасность зависит как
от личностных качеств человека, так и от социальных, правовых и других условий
в обществе.
От
негативных воздействий информации необходимо учиться защищаться. И речь здесь
не идет об юридических или технических
аспектах защиты от негативных воздействий, речь идет об
образовательных аспектах информационной
безопасности.
Мы
предполагаем, что в процессе целенаправленной педагогической деятельности будет формироваться информационный иммунитет
личности учащегося, понимаемый нами как
невосприимчивость личности к негативным последствия
информационно-психологического воздействия.
Перед педагогами никогда не ставилась задача
научить ребенка видеть информационные
угрозы, идентифицировать их как угрозы и уметь
компенсировать их негативное влияние.
Для
нас было важно научить школьников
определять и идентифицировать информационные угрозы, особенно ценностного
плана. Это направление близко с проблемами медиаобразования.
Проблема
|
информатизация
открытого общества
|
Решение
проблемы на уровне государства
|
Медиаобразование
как направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей
массовой коммуникации.
|
Доктрина
«Информационная безопасность»
|
феномен
|
образование
|
безопасность
|
эффект
|
Развитие
личности
|
Защита
личности
|
Основная
проблема
|
Как
работать с информацией
|
Как защищать
информацию
и как защищаться от негативного
влияния информации
|
цель
|
Подготовить к взаимодействию человека с медиа
|
Подготовить человека к противодействию
угрозам в информационном обществе, т.е научить ребенка жить в многополярном информационном обществе
|
Результат
|
Информационная грамотность - поиск, интерпретация,
оценка различных источников и видов информации, работа с видами учебных,
деловых и научно-популярных текстов
|
Под
информационно-психологической
безопасностью понимается состояние защищенности отдельных лиц и (или)
групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий в связи с использованием
специальных средств и методов воздействия на психику, и связанных с этим иных
жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной
сфере
|
Компьютерная грамотность - ориентация в компьютерной
технике; использование программ
|
Информационный
иммунитет это
невосприимчивость личности к
негативным информационным воздействиям, проявляется в умение личности
выявить, идентифицировать угрозы, содержащиеся в информации, и защититься
от угроз.
|
Медиа культура - совокупность материальных и духовных ценностей
в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства
и функционирования в социуме.
|
Информационная
культура
- совокупность материальных и духовных ценностей в области информации,
|
Деятельность
образовательных учреждений в вопросах
работы с информацией лежит в сфере медиаобразования. Педагоги Иркутской
области первыми в Российской Федерации занялись вопросами развития информационного
иммунитета у школьников. Мы считаем, что учащимся важно знать как и каким
образом с помощью информации можно манипулировать сознанием и как от этого
можно уберечься. Это проблема не российского уровня, а международного. Что
далеко ходить за примерами: так в 2009г (?) весь мир был охвачен паникой по
поводу надвигающейся пандемии свиного гриппа. В это была втянута вольно или
невольно и Всемирная организация здравоохранения. А информационная война 2008г.
по поводу военных действий в Осетии и Абхазии… А
информация о полезных травках для кальяна, которые на самом деле были не
так безобидны и представляли собой по
воздействию на человека психоактивные вещества.
Проблема
защиты от негативного влияния информации актуализировалась с каждым днем. Учитывая
все это, в одной из школ Иркутской области – гимназии №1 г. Саянска был
проведен уникальный эксперимент.
Опыт,
который сейчас был представлен вашему вниманию, является уникальным. Разработки
педагогов гимназии применяют в знаменитой школе № 825 г Москвы, в школах
Тульской области.
Предлагаем:
1.
обобщить
опыт гимназии № 1 г Саянска по формирования информационного
иммунитета на региональном уровне - опубликовать материал и провести по данной
проблеме обучающий семинар для
руководителей школ;
2.
внедрить
в практику работы образовательных учреждений Иркутской области спецкурсы по
формированию информационного иммунитета.
|