Открытый урок «Путешествие в созвездие Трёх склонений» 5
класс Учитель русского языка Гаврилова О.В.
Тема: "Путешествие в созвездие Трёх
склонений"
Цель урока: - закрепить знания учащихся о 1, 2, 3 склонении имён существительных;
- коррекция аналитико-синтетической
деятельности на основе упражнений;
- мотивация к обучению.
Оборудование: - запись песни "Земля в иллюминаторе", на каждого ученика
бортовые журналы (рабочие тетради), карточки для работы.
- презентация:
карта звёздного неба и созвездия Трёх склонений, изображения планет.
Ход урока
Организационный момент.
Предстартовая подготовка.
(Проверка бортовых журналов, ручек).
Слайд 1
Сегодня мы с вами совершим путешествие в созвездие
Трёх склонений.
Перед вами бортовые
журналы, куда вы будете записывать ответы на задания и упражнения.
На столах у каждого из вас есть яркая звёздочка и
камень - метеорит. В
конце урока с и х помощью вы сможете показать, понравился ли вам урок.
Целеполагание: цели нашего урока повторить:
• три
склонения имён существительных,
• род
имён существительных
Падеж имен существительных
Закрепление.
1. Ключ на старт (Слайд 2)
- Чтобы ракета полетела, нужно включить зажигание. Для этого выполним тест, с помощью которого проверим
свои знания об имени существительном.
Работа на карточках.
Выбрать верные ответы и обвести в кружок.
1. Имя существительное - часть речи, которая обозначает:
а) действие; б) признак; в) предмет
Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы?
а) собственные; б) личные; в) количественные.
2. Имя существительное - часть речи, которая отвечает на вопросы:
а) какой?, какая?, какое?; б) кто?, что?; в) что делать?, что сделать?
Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?
а) неодушевлённые; б) одушевлённые; в) порядковые.
Проверка
Слайд 3
2. Полёт нормальный.
1-я остановка на планете "РОД"
- Каких родов бывают имена существительные?
Слайд 4
Звезда, космос, созвездие, Земля, корабль, путешествие, солнце, Родина,
космонавт,
ракета, дом.
Мальчики записывают слова муж. рода, а девочки
слова жен. рода.
проверка
Слайд
5
Слайд
6
определяют род оставши хся слов
(Ср.род)
3. Полёт нормальный.
Подлетаем к созвездию Трёх склонений
Слайд 7
Нас встречает звёздный дождь. Этот звёздный дождь остаток хвоста кометы.
Соберём звёзды, чтобы отвести на Землю.
Ответьте, какие существительные относятся к I
скл., II скл., III скл? Как определяется склонение
имён существительных? (по роду и окончанию)
- Берём звёздочку со словом, определяем склонение написанного слова и прикрепляем
к нужному склонению, записываем в бортовых журналах.
От
улыбки, дом, молодёжь, деревней, в окно, дичь, берёза, о Родине, в школу, в
марте, цветок, товарищ, ключ, ночью, в тетради, дочь, радость.
4. В созвездии Трёх
склонений есть
звезда "РОБОТОВ"
Слайд 8
- Роботы подготовили нам
испытание. Нам нужно его преодолеть, чтобы лететь дальше.
Работа по карточкам Самостоятельно.
Карточка № 2
Склонение
|
Заблудившиеся слова
|
Верные слова
|
I
|
жизнь, зерно, дедушка
|
|
II
|
Ночь, юноша, тётя, яблоко
|
|
III
|
Город, конь, море, цветок
|
|
5. Летим дальше. Выход в открытый космос.
Слайд
9
Физминутка (в это время включить музыку).
ФИЗМИНУТКА.
Поднимает руки класс – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперед смотри – это «три»,
Рука в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
6. Полёт нормальный.
Остановка на
звезде «Словарных слов»
Слайд 10
Инопланетяне оставили
нам послание, но вместо некоторых слов шифровки, давайте их расшифруем:
Слайд 11
б . г . тств . , . о .
о . о . , анте . . а.
Слайд 12
Слова со вставленными
буквами. богатство, договор, антенна,
записать слова в бортовой журнал.
Слайд 13
Задание:
записать предложения в бортовой журнал и
вставить слова.
Для связи с нами вам понадобится …….. .
В нашем созвездии Трёх склонений хранится
несметное ………… .
Предлагаем заключить ………., о дружбе и взаимопомощи.
2. Определить склонение словарных слов.
7. Возвращаемся на землю.
Слайд 14
Д/З: карточка № 3.
Итог урока. Подводя итог урока,
давайте вспомним, что мы сегодня повторили:
три склонения имён существительных,
падеж имен существительных
род имён существительных
Рефлексия.
- Ребята, наше путешествие подошло к концу и мне
очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок.
Если "да" – покажите звёздочку, если
"нет" - метеорит.
Слайд
15
Спасибо, ребята.
- А вот моё настроение-пейзаж: галактика,
усыпанная яркими звёздами, а когда начнётся звездопад, то можно будет загадать
желание.
Оценки.
Приложения.
Карточка №1
Выбрать верные ответы и обвести в кружок.
1. Имя существительное - часть речи, которая
обозначает:
а) действие; б) признак; в) предмет
2. Какие имена существительные пишутся с
заглавной буквы?
а) собственные; б) личные; в) количественные.
3. Имя существительное - часть речи, которая
отвечает на вопросы:
а) какой?, какая?, какое?; б) кто?, что?; в) что
делать?, что сделать?
4. Имена существительные, которые отвечают на
вопрос кто?
а) неодушевлённые; б) одушевлённые; в)
порядковые.
Карточка № 2
Склонение
|
Заблудившиеся
слова
|
Верные
слова
|
I
|
жизнь, зерно, дедушка
|
|
II
|
Ночь, юноша, тётя, яблоко
|
|
III
|
Город, конь, море, цветок
|
|
Для связи с нами вам понадобится антенна..
В нашем созвездии Трёх склонений
хранится несметное богатство.
Предлагаем заключить договор, о дружбе и
взаимопомощи.
Карточка
№ 3
Домашнее задание.
Задание:
списать, подчеркнуть имена существительные и определить у них склонение.
Наш дом – Земля.
Земля – планета Солнечной системы. На Землю поступает
много света и тепла от Солнца. На ней есть воздух и много воды. Известно, что
Земля – единственная планета во всей Вселенной, на которой существует жизнь.
|