Организация
и основные направления индивидуально-групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию
познавательных возможностей обучающихся на уроках столярного дела Учитель столярного дела ОГСКОУ СКОШ №1
г.Иркутска Прокудин Н.П. Доклад заслушан на МО учителей технологии ОГСКОУ СКОШ
№1 г.Иркутска (2012 г.).
Под
коррекцией недостатков психического и физического развития учащихся специальных
(коррекционных) школ 8 вида понимается возможно большему приближению развития
этих детей к уровню развития нормальных школьников я исправление или ослабление
этих недостатков и содействие.
Эффективность исправления
недостатков развития зависит от
правильной постановки всего учебного процесса и от применения
специфических приемов обучения.
В результате коррекционной работы у
учащихся формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают
уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебно- трудовых заданий.
Трудовое обучение в младших классах
как учебный предмет содержит большие возможности для коррекции дефектов
мышления и двигательной сферы у учащихся.
Трудовое обучение в этих классах
включает изучение свойств материалов, легко поддающихся ручной обработке,
выполнение системы двигательных операций и действий, необходимых для
изготовления простейших изделий из бумаги, картона, природного материала и
знакомство с необходимыми инструментами.
В результате работы в младших
классах было установлено, что степень самостоятельной работы у детей
чрезвычайно низка, это объясняется тем, сто младшие школьники с большим трудом
удерживают в памяти особенности изделия – образца, затрудняются в составлении
предварительного плана изготовления
изделия, плохо придерживаются в работе запланированного хода выполнения
операции, трудовые движения у них
неловки и неточны.
Поэтому коррекция дефектов у них в трудовом
обучении состоит в формировании у них трудовых умений и в развитии точности,
ловкости и координированность мелких движений рук. Для этого учащиеся
анализируют образец изделия, применяя устное описание изделия-образца по
вопросам учителя, затем – самостоятельно повторяя характеристики изделия; практические действия с образцом; после
выполнения практического анализа изделия – обобщение своих наблюдений и устная
характеристика особенностей этого изделия с небольшой помощью учителя.
Обучение умению планировать
предстоящую работу по изготовлению изделия происходит путем использования таких
приемов, как составление плана по вопросам учителя, словесный отчет о
проделанной работе, составление плана с помощью предметной карты.
Применяется помощь в выполнении
умственных действий: побуждение к сравнению, называние или показ операции. Под
влиянием такого обучения у учащихся постепенно развивается умение
ориентироваться в трудовом задании несложного содержания и планировать
предстоящую работу.
В старших классах учебная
деятельность осуществляется с опорой на словесно-логическое мышление. Школьники,
имея достаточный опыт осуществления мыслительных процессов на основе
непосредственного восприятия и практических действий, могут затем действовать
на словесно-логической основе.
Однако и на этом более высоком уровне
умственной деятельности ученики все равно испытывают целый ряд трудностей,
которые приходится преодолевать, используя следующие приемы: словесная
характеристика конечного результата труда с опорой на натуральный образец, его
описание по плану, данному учителем; конструкции изделия, формы и точных
размеров его частей, соединения деталей, отделки, назначения изделия и материала, из которого оно
изготовлено.
Для устранения трудностей, с которыми
сталкиваются учащиеся при работе, прибегаю к наглядности (поделки, чертеж,
схема и т.д.)
Общая коррекционная работа
дополняется индивидуальной коррекцией недостатков, которые характерны для
отдельных групп учащихся. Эта коррекционная работа реализуется в процессе
дифференцированного подхода. Необходимость индивидуальной коррекции вызывается
неравномерным нарушением у учащихся
отдельных психофизических функций. В связи и с этим в практике обучения
учащихся наблюдается большая
неравномерность в овладением знаниями, умениями, навыками.
Так, учащимся с низкой
работоспособностью сокращаются трудоемкие операции, особенно по отделке
изделия. Учащимся со значительным снижением интеллекта после фронтального
объяснения дополнительно объясняю и показываю в замедленном темпе ход
выполнения задания, или индивидуально работаю с использованием наглядного
материала.
По мере исправления технических недостатков, затруднений и выравнивания
учащихся, с которыми проводилась индивидуальная коррекция, они включаются во
фронтальную работу класса.
|