ИНФОРМАЦИЯ об итогах
учета позиции Общероссийского Профсоюза образования, изложенной в Обращении к
депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и
членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
В
результате работы Профсоюза и его организаций над проектом федерального закона № 121965-6
«Об образовании в Российской Федерации», после его принятия Федеральным
Собранием Российской Федерации и подписанием Президентом Российской Федерации (Федеральный
закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»),
предусмотрены следующие принципиально
значимые вопросы, связанные с закреплением социально-правового статуса
педагогических работников и студентов и обеспечением финансовых и правовых
гарантий реализации прав граждан на получение образования:
1. Законодательно закреплен принцип
установления заработной платы педагогических работников общеобразовательных
организаций не ниже уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте
Российской Федерации, на территории которого расположены такие
общеобразовательные организации (часть 3 статьи 99).
2. Сохранено право педагогических работников на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости (пункт 5 части 5 статьи 47).
3. Сохранено право
педагогических работников, проживающих и
работающих в сельских населенных пунктах,
рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов
на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (часть 8 статьи 47).
4. Руководителям образовательных организаций и их заместителям
предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, установленные для педагогических работников, такие как (часть 7
статьи 51, часть 4 статьи 52):
- право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
- право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений
и коммунальных услуг для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах.
5. Предусмотрен учет мнения
жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации
муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском
поселении (часть 12 статьи 22).
В отношении всех других образовательных организаций процедура
их реорганизации и ликвидации возможна только с согласия специальной комиссии по
оценке последствий такого решения, которая создается и действует в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации (часть 11 статьи 22).
6. Профсоюз добился включения
в закон принципа участия работников и обучающихся (студентов) в управлении
образовательной организацией через свои профессиональные союзы обучающихся и
работников как представительные органы (пункт 2 части 6 статьи 26).
Этот принцип нашел отражение в специальной статье 26 закона, посвященной
вопросам управления образовательной организацией, где перечислены профессиональные
союзы работников и обучающихся образовательной организации как субъекты этого
процесса.
7. Предусмотрено установление размеров
должностных окладов по должностям научно-педагогических работников
образовательных организаций высшего образования путем включения в них размеров
надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня
вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по
соответствующим должностям ученых степеней (часть 11 статьи 108).
8. Размеры
ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и
периодическими изданиями включаются в должностные оклады педагогических
работников, установленные по состоянию на 31 декабря 2012 года (часть 11
статьи 108) .
9. В соответствии требованиями Профсоюза предусмотрено
право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование не
реже чем одного раза в 3 года за счет средств работодателя, а не раз в 5 лет,
как это предусмотрено действующим законодательством (пункт 2 части 5 статьи 47).
Обращаем особое внимание на
то, что предоставление права на дополнительное профессиональное образование не
реже чем один раз в 3 года для педагогических работников связано, в первую
очередь, с утверждением федеральных государственных образовательных
стандартов, с возросшими требованиями к
уровню квалификации и овладению педагогическими работниками новыми компетенциями,
предполагаемым принятием профессиональных стандартов по должностям
педагогических работников.
10. В законе закреплены меры социальной поддержки и стимулирования для
обучающихся (студентов), в том числе касающиеся порядка установления размеров стипендии
(академической и социальной), а также порядка установления платы за пользование жилым помещением и коммунальными
услугами в общежитии для обучающихся (часть 3 статьи 39).
Обращаем внимание, что все эти меры будут устанавливаться
только с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации
студентов, в связи с чем от указанных профсоюзных организаций будет во многом
зависеть конкретный размер стипендий и стоимость оплаты за общежитие и
коммунальные услуги (часть 8 статьи 36).
При этом размер
государственной академической или социальной стипендии студентам,
государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам не
может быть меньше норматива, установленного
для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований (части 9,
10 статьи 36).
11. По
предложению Профсоюза, в принятом Федеральном законе введена статья 41 «Охрана здоровья обучающихся»,
в которой отражены положения по обеспечению безопасности обучающихся в
образовательной организации, в том числе вопросы, связанные с расследованием
несчастных случаев и проведением санитарно-противоэпидемиологических
мероприятий.
Кроме того, по инициативе
Профсоюза были внесены также дополнения в статьи 28 и 48 Закона, в которых
определена ответственность образовательной организации за жизнь и здоровье
обучающихся и работников во время образовательного процесса, а также сохранение
социальных гарантий и компенсаций педагогическим работникам, таких как
сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный основной удлиненный
оплачиваемый отпуск и повышенная оплата труда за работу во вредных и опасных
условиях.
12. Сохранены полномочия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению
государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и
бесплатного дошкольного и дополнительного образования, общедоступного и
бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных
организациях путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая
расходы на оплату труда, приобретение
учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением
расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с
нормативами, определяемыми органами государственной
власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8) .
Кроме того, законодатель наделил
полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению
государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного
дошкольного образования непосредственно в муниципальных
дошкольных образовательных организациях путем предоставления субвенций
местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек
(за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в
соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти
субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8).
Статистика работы по проекту федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации»
1.
Работа над законопроектом Профсоюза и его организаций длилась
более 2-х лет.
2.
Законопроект рассматривался на 3-х парламентских
слушаниях (2 - в Государственной Думе и 1 - в Совете Федерации), на заседаниях
Общественной палаты Российской Федерации, на заседании Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и Российского Союза
ректоров.
3.
Несколько раз проходили интернет-обсуждения – на двух специальных
интернет-сайтах и в рамках Открытого Правительства.
4.
Профсоюз направлял всем заинтересованным участникам более
10-ти вариантов замечаний и предложений, которые включали в себя от 22 до 60-ти
позиций.
5. В рамках объявленной Профсоюзом Общероссийской акции в поддержку
требований Профсоюза к законопроекту было собрано 1089772 подписей работников
образования и более 44 292 телеграмм.
6.
Над проектом в рамках Государственной Думы работало 240
экспертов, а также 3 специально созданных рабочих группы Комитета
Государственной Думы по образованию, которые занимались отдельно вопросами
общего образования, профессионального образования, а также вопросами управления
и экономики образования.
7.
В результате ко 2-му чтению в Государственную Думу
поступило более 1700 поправок от субъектов права законодательной инициативы, из
них более 600 рекомендованы к принятию Комитетом Государственной Думы по
образованию.
Таким образом, в Государственной Думе текст законопроекта обновился более
чем на 60 % от первоначального текста, который был внесен Правительством
Российской Федерации.
___________________________________________________________
Информация
подготовлена правовым отделом аппарата Профсоюза работников народного
образования и науки Российской Федерации.
Материалы с сайта http://www.ed-union.ru
|