Общероссийский Профсоюз образования в ноябре 2011 года провёл международную конференцию «Насилие в образовательной среде.
ОБРАЩЕНИЕ участников международной конференции «Насилие в образовательной среде. Причины,
тенденции обострения, поиск решений».
Мы,
участники международной конференции «Насилие в образовательной среде. Причины,
тенденции обострения, поиск решений», обсудив
проблему распространения агрессии и насилия в образовательной среде,
полагаем, что в сложившейся в сфере
образования ситуации необходимо объединение усилий всех заинтересованных сторон в решении первоочередных задач духовно-нравственного,
семейного воспитания, реализации социальной семейной политики, соблюдения этики
и чистоты информационной среды, повышения уровня правосознания и
ответственности всех участников образовательного процесса.
Для
решения указанных задач необходимо формирование актуальной правовой базы для
эффективной защиты участников образовательного процесса, проведение необходимых
просветительских и профилактических мероприятий,
направленных на предупреждение распространения агрессии в образовательной
среде.
Для
достижения этих целей участники конференции предлагают:
федеральным и региональным государственным органам
законодательной и исполнительной власти
·
повысить ответственность родителей
за обучение и воспитание детей в федеральном
законодательстве;
·
предусмотреть меры, обеспечивающие
гарантии безопасности всех участников образовательного процесса;
·
предусмотреть в проекте
федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» разработку и принятие кодекса
профессиональной этики педагогических работников как документа, определяющего
единые для всех представителей педагогической профессии этические правила
профессионального поведения;
·
предусмотреть
в законодательстве Российской Федерации нормы,
связанные с привлечением к административной и уголовной
ответственности лиц, за публикации,
содержащие клеветническую и порочащую работников образования информацию;
·
предусмотреть
меры, направленные на повышение социального статуса педагогических работников;
Министерству
образования и науки Российской Федерации
·
провести общероссийский мониторинг
правонарушений, связанных с насилием и агрессией участников образовательного
процесса в образовательной среде для анализа ситуации и подготовки
соответствующих предложений с последующим созданием базы данных в этой сфере;
·
на основе общероссийского
мониторинга разработать комплексную программу по предупреждению насилия и
агрессии в образовательной среде;
·
совместно с Минкультуры России возродить
на телевидении образовательные программы и создать серию фильмов
формирующих положительный образ учителя;
·
предусмотреть в программах
образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации педагогических
работников, специальные модули,
направленные на развитие (формирование) их компетенции в области
конфликтологии, противодействия агрессии и насилию в образовательной среде;
руководителям органов исполнительной власти в субъектах
Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования,
руководителям образовательных учреждений
·
разработать и принять нормативные правовые и локальные акты,
направленные на предупреждение развития агрессивной среды в образовательных
учреждениях и недопущение проявления негативного поведения участников образовательных
отношений;
·
создавать в образовательных учреждениях кабинеты психологической разгрузки для педагогических
работников, «телефоны доверия» для участников образовательных отношений;
·
предусмотреть
меры оказания психологической поддержки для обучающихся и педагогических
работников, в том числе обеспечивающих их кадровое сопровождение;
·
совместно
с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации,
осуществляющими управление в сфере здравоохранения создавать службы
психолого-педагогической поддержки педагогических работников;
·
предусмотреть в программах
образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации педагогических
работников специальные модули,
направленные на развитие (формирование) их компетенции в области
конфликтологии, противодействия агрессии и насилию в образовательной среде;
·
создать в образовательных
учреждениях постоянно действующие комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений;
·
проводить совместно с органами ученического самоуправления «Уроки добра»,
способствовать тесному сотрудничеству учителей, обучающихся и их родителей;
Центральному
совету, региональным (межрегиональным), местным, первичным организациям Общероссийского
Профсоюза образования
·
организовать
проведение мероприятий, направленных на выявление и предупреждение случаев
проявления агрессии и насилия в образовательной среде;
·
в
рамках социального партнерства предусмотреть в заключаемых соглашениях и
коллективных договорах комплекс мер,
направленных на предупреждение развития
агрессивной среды в образовательном учреждении и недопущение проявления
негативного поведения со стороны участников образовательного процесса;
·
совместно
с органами, осуществляющими управление в сфере образования, учреждениями
педагогического и дополнительного
профессионального образования, организовать обучение педагогических работников
по вопросам конфликтологии, психологии взаимоотношений;
·
не допускать замалчивания случаев проявления
агрессии по отношению к педагогическим работникам, представлять их интересы на
всех уровнях, добиваясь обсуждения возникающих проблем на заседаниях педагогического совета с привлечением
родительского комитета, органов ученического самоуправления, общественности;
·
предпринимать
меры по формированию положительного имиджа педагога в обществе;
·
активнее
использовать СМИ (в том числе Интернет) в формировании позитивного образа учителя и повышении
престижа учительской профессии.
Мы, участники Конференции,
обращаемся к педагогической
общественности с призывом поддержать
наше Обращение и надеемся на взаимопонимание и поддержку со стороны органов
власти, правозащитных организаций, СМИ,
ученической и родительской общественности.
Материалы с
сайта http://www.ed-union.ru |