Сегодня, 1 октября прошел
психологический семинар «Профилактика суицидального поведения у
подростков». Психологом для родителей и педагогов школы разработаны
памятки-рекомендации по профилактике суицидального поведения у подростков.
В план воспитательной работы
школы решено внести мероприятия, посвященные жизненным ценностям,
например:
" Неразлучные
друзья взрослые и дети.
" Что
такое дружный класс.
" О
доброте.
" В
здоровом теле здоровый дух.
" Семья
и семейные ценности.
" Чтобы
радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.
" Будем
жить дружно и весело.
" О
невеждах и вежливости.
" История
моей дружбы.
" Что
такое «хорошо» и что такое «плохо» и другие.
хххххххххххххххххххххххххххххххххх
Консультация психолога для педагогов
Профилактика суицидального поведения обучающихся
Самоубийство - это реакция человека на
проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового
суицида в России - один из самых высоких в мире. Каковы его причины и
как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?
Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:
- эмоционально чувствительные, ранимые;
- настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;
- негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);
- склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
- склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;
- пессимистичные;
- замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.
Классификация суицидальных проявлений
Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.
Степени выраженности суицидального поведения:
- Первая степень - пассивные суицидальные
мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему
лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания:
"Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснуться", "Если бы со мной это
произошло, я бы умер" и т. д.
- Вторая степень - суицидальные замыслы.
Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству.
Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида,
время и место действия.
- Третья степень - суицидальные
намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми
решениями, ведущими к поступку.
Период от возникновения суицидальных
мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый
пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид).
Демонстративные и истинные попытки суицида
Специалисты разделяют суицидальные попытки:
- на истинные;
- демонстративные;
- шантажные.
Число демонстративных попыток в 10-15
раз больше, чем завершенных. Задача демонстративных, шантажных попыток -
добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание, либо
выразить протест против трудной ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов и
влияние сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку "за
компанию", его решение не обдумано, а продиктовано готовностью
поддержать друзей, стремлением быть "как все".
Следует помнить, что любые суицидальные
попытки чрезвычайно опасны! Они могут действительно завершиться смертью;
могут стать способом решения различных проблем (по сути, это
манипулирование другими людьми) или же экстремальным "развлечением".
Наконец, игры со смертью могут перерасти в стойкое саморазрушающее
поведение, а это - употребление наркотиков, алкоголя, постоянное
стремление рисковать.
Наиболее опасны истинные суицидальные
попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса,
выраженной депрессии.
Мотивы и поводы суицидального поведения
Основными мотивами и поводами для суицидального поведения (приведены в порядке уменьшения значимости) могут быть: 1. Личностно-семейные конфликты:
- несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;
- потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;
- препятствия к удовлетворению актуальной потребности;
- несчастная любовь;
- недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.
2. Психическое состояние. Две трети
суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным
мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.
3. Физическое состояние. Такое решение
чаще всего принимают больные с онкопатологией, туберкулезом,
сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе
неуточненного диагноза.
4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:
- боязнь наказания или позора;
- самоосуждение за неблаговидный поступок.
5. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:
- несостоятельность, неудачи в учебе или работе;
- несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.
- Эти мотивы редко служат причиной суицида.
6. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.
Целями суицида могут быть:
1. Протест, месть. Суицидальное
поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести
обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения.
Действует принцип: "Вам будет хуже после моей смерти". Конфликт носит
острый характер. 2. Призыв. Суицидальное поведение по типу
"призыва" возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление.
Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью
изменения ситуации. 3. Избегание (наказания, страдания).
Суицидальное поведение по типу "избегания" проявляется в ситуациях
угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а
смысл суицида заключается в попытках их избежать. 4. Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины. 5.
Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и
мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков
При разработке мер профилактики суицидов у детей и подростков нужно иметь в виду:
1. Граница между истинным и
демонстративно-шантажным суицидальным поведением в детском и
подростковом возрасте условна. Целесообразно все суицидальные мысли,
тенденции, попытки ребенка рассматривать как реальную угрозу его жизни и
здоровью. 2. Чем меньше возраст больного, тем острее протекают депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью. 3.
Депрессия сама по себе не содержит суицидальных тенденций. Они
появляются под действием конфликтных ситуаций, если не приняты
адекватные меры профилактики, диагностики и лечения. 4. Психологические переживания часто переоценивается подростками и недооценивается взрослыми. 5. В структуре депрессивного состояния есть симптомы, наличие которых должно насторожить психолога. 6.
При депрессивных состояниях у детей и подростков всегда высок риск
повторений, что требует индивидуальной профилактической работы. 7.
Как правило, суицидальные угрозы и намерения реализуются депрессивными
детьми и подростками в истинные покушения на самоубийства.
При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:
- внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
- правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
- не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
- не спорить и не настаивать на том, что
его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех
есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более
ненужным и бесполезным;
- постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
- не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
- стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Как понять, что ребенок решился на
самоубийство. Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об
этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые
можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
1. Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:
- прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить";
- косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";
- много шутит на тему самоубийства;
- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
2. Поведенческие признаки. Подросток может:
- раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;
- демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
- в еде - есть слишком мало или слишком много;
- во сне - спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде - стать неряшливым;
- в
школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания,
избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность,
угрюмость; находиться в подавленном настроении;
- замкнуться от семьи и друзей;
- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния; проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.
3. Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:
- социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
- живет в нестабильном окружении
(серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг
с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
- ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
- предпринимал раньше попытки суицида;
- имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
- перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
- слишком критически настроен по отношению к себе.
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:
1. Внимательно выслушайте подростка,
решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять
проблему, скрытую за словами. 2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь. 3.
Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например,
если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает
проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для
тревоги. 4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым
незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то
же время находиться в состоянии глубокой депрессии. 5. Не бойтесь
прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто
подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.
|