В 9 классе 15 мая заканчивается цикл занятий с психологом по профориентации и профессиональному тестированию.
Особенно понравились нашим девятиклассникам психологические методики и упражнения «Личная профессиональная перспектива - ЛПП», «Формула выбора профессии (трехфакторная
модель Ф.Парсонса)», «Психологическая классификация профессий (5 ярусов)», «Упражнение - анкета
«Выбор» и др.
Более подробно с данными
методиками можно познакомиться в категории раздела «Профессиональная ориентация»,
расположенного в главном меню сайта в разделе «Документы. Странички педагогов. Всё
о жизни школы». Предлагаем вниманию несколько из перечисленных методик по профориентации.
Методика
«Формула выбора профессии (трехфакторная
модель Ф.Парсонса)»
Трехфакторная модель
Ф.Парсонса
1.
Индивидуальные способности и особенности, возможности,
умения, интересы человека;
2.
особенности профессии, требования, которые она
предъявляет к человеку;
3.
правильное сочетание между собой 1-го и 2-го факторов.
«Формула выбора профессии
ХОЧУ – это пространство желаний, целей, интересов, стремлений.
МОГУ – это пространство возможностей, способностей, талантов, состояния
здоровья.
НАДО – это пространство запросов от рынка труда, социально-экономические
проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики, прогнозы.
Психологические стратегии выбора
профессии. Возможны варианты (Е.А. Климов):
1. Желания, возможности самого
человека и требования рынка труда далеки друг от друга. Можно быть уверенным,
что этот человек не станет профессионалом, а его труд не будет востребован.
2. Желания, возможности и
требования рынка пересекаются, хотя не совпадают. Можно прогнозировать большую
профессиональную успешность, чем в первом случае.
3. Все факторы совпадают. Можно
уверенно говорить о том, что этот человек будет получать удовольствие от своей
работы, делать ее лучше остальных и всегда будет в цене.
Методика «Личная профессиональная
перспектива - ЛПП»
Упражнение
– анкета «Выбор»
Ученикам зачитываются вопросы, и они встают возле ответов - да,
нет, не знаю,затем отвечают в анкете на данные вопросы.
- Я точно знаю - кем буду.
- Я уже выбрал себе профессию.
- Я выберу профессию, которую мне посоветуют сверстники.
- Я выберу профессию, которую мне посоветуют родители.
- Я прислушаюсь к мнению родителей и сверстников, но выберу
сам.
- Я хочу посещать занятия по курсу "В поисках своего
призвания".
- Я выберу такую профессию, которая имеет высокий престиж в
обществе.
- Я выберу такую профессию, которая подходит моим интересам
и способностям.
Психологическая классификация
профессий (5 ярусов)
Наиболее распространенной и
представляющей интерес при выборе профессии является классификация профессий по
предмету труда, предложенная
Е.А. Климовым и детально разработанная его сотрудниками.
По
«предмету труда» выделяется 5 типов профессий.
1.
К профессиям типа «Человек — человек»
относятся те, где «предметом» труда является «человек» — его лечат (врач, медсестра),
учат (преподаватель, воспитатель, тренер), обслуживают (продавец, проводник,
актер, агент, менеджер), защищают (юрист, милиционер).
2.
К профессиям типа «Человек — техника»
относят профессии, связанные с созданием, монтажом, наладкой, эксплуатацией и
ремонтом технических устройств (монтажник, каменщик, инженер, токарь, водитель,
слесарь, электромонтер).
3.
К профессиям типа «Человек — знак» относят
профессии, где работать приходится с различными
текстами (переводчик, библиотекарь, секретарь), с цифрами, формулами
(программист, экономист), с чертежами, схемами (штурман, чертежник).
4.
К профессиям типа «Человек —
художественный образ» относят профессии, связанные с созданием,
проектированием, моделированием художественных произведений (художник, композитор),
с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир,
реставратор, столяр-краснодеревщик).
5.
К профессиям типа «Человек — природа»
относятся профессии, связанные с изучением живой и неживой природы
(микробиолог, геолог), с уходом за растениями, животными (агроном, ветеринарный
фельдшер), с природопользованием (мастер животноводства, пчеловод, эколог).
Есть
много профессий, которые по предмету труда попадают в смежные, промежуточные
группы, например, тракторист (техника и сельское хозяйство); инженер по компьютерным
системам (техника, знак), паспортистка (знак, человек), учитель химии (человек,
природа), инженер-конструктор компьютеров (знак, техника), банковский служащий
(знак, человек).
|