Познавательная
деятельность обучающихся на уроках трудового обучения (столярное дело) Учитель
столярного дела ОГСКОУ СКОШ №1 г.Иркутска Прокудин Н.П. Доклад заслушан на МО
учителей технологии ОГСКОУ СКОШ №1 г.Иркутска (2012 г.).
Трудовое обучение
специальной (коррекционной) школы ставит своей целью ознакомить учащихся со
значением труда в жизни людей, содержанием трудового обучения и порядком
проведения занятий в школьных мастерских.
Обучение в столярных
мастерских начинается с устройства столярного верстака, организации рабочего
места, правил внутреннего распорядка, общими правилами безопасности труда до
выполнения учащимися индивидуальных сложных заданий, включающих токарные
работы, работы электролобзиком, электровыжигателем, ремонту и изготовлению
школьной мебели.
Знакомя учащихся с
содержанием работ в учебных мастерских объясняю, что на занятиях они будут
изготавливать изделия, применяемые в быту и в школе. При этом демонстрируются
работы, выполненные учащимися прошлых лет с пояснением их назначения
(разделочные доски, лопатки для тефали, табуретки и т.д.)
Важную роль играет в
обучении учащихся сознательное овладение технической терминологией. Из своего
опыта хорошо видно, что лучше всего усвоение осуществляется при работе с
конкретными объектами.
В процессе изложение
технических сведений учитель должен, показывая конкретные объекты и объясняя их
свойства или устройство, давать им точное определение, используя общепринятую
технологическую терминологию, используя соответствующие записи в словаре.
На занятиях в школьных
мастерских учащиеся знакомятся с различными инструктажами, материалами,
приемами придания этим материалам соответствующего вида. При объяснении использую беседу, наглядность. Речь учителя должна быть
продуманной, четкой, предельно ясной, а объем учебного материала небольшим.
Объяснение в большинстве
случаев сочетается с демонстрацией различных наглядных пособий. Беседа проходит
в совместном обсуждении учебного материала между учителем и учащимися. Во время
беседы учащимся приходится обдумывать вопросы учителя, следить за
высказываниями товарищей и готовить свои ответы.
На уроках трудового
обучения демонстрируются различные
средства наглядности: натуральные образцы объектов труда и их изображения,
инструменты, станки и их изображения, различные инструкционные и
технологические карты, модели.
На
уроках столярного дела применяются инструктажи, представляющие совокупность
словесных и наглядных методов, сочетание объяснения, наглядного показа
действия, демонстрационных таблиц, схем, карточек.
Особенность
инструктажа состоит в необходимости многократного показа трудовых действий и
приемов с объяснением структуры приема. Вначале необходимо ту или иную операцию
показать в рабочем темпе, чтобы у учащихся сформировался правильный образ
действия, с затем в замедленном, сопровождая свои действия объяснением. После
правильного выполнения пробных упражнений учащиеся допускаются к практической работе.
Упражнения
– это многократное и целенаправленное
повторение изучаемых приемов и операций, в результате чего учащиеся
постепенно овладевают трудовыми навыками. Упражнения на уроках трудового
обучения даются учащимся в виде определенных заданий, обеспечивающих постепенное
повышение самостоятельности учащихся в работе.
В
процессе таких упражнений учащиеся овладевают новыми знаниями и трудовыми
умениями, повторяют пройденный ранее материал.
Таким
образом, на уроках столярного дела формируются такие не проходящие умения и
навыки, которые будут иметь широкое
применение в дальнейшей жизни учащихся.
|